Ещё не растаял снег Скайрима на потёртых даургских доспехах. Ещё можно припомнить пару сиродильских историй, прочитанных у костра где-то под Чейдинхолом. И ещё валяется на полке тот сухой гриб, что случайно оказался в рюкзаке караванщика из Морровинда. Всё помнится… Но мятежный дух, проданный Древним Свиткам за пригоршню золотых монет и возможность пожить в другом мире, мечется и ищет приключений. А кто ищет, тот всегда найдёт. И новое приключение обещает быть очень долгим.
It has begun!
Мало найдётся людей, хоть как-то связанных с игровой индустрией, кто ни разу не слышал о серии The Elder Scrolls. Пожалуй, это один из самых проработанных игровых миров, что мне доводилось видеть. И, наверное, не только я, блуждая по просторам Сиродила в The Elder Scrolls IV, размышлял о том, что было бы очень неплохо прикрутить к игре хотя бы кооператив. А уже осваивая Скайрим, становилось понятно, что эта часть франшизы есть ни что иное, как альфа альфы (если так можно сказать) онлайн версии. И профессии, и хаузинг, и даже подземелья – всё наводило на мысль о скором рождении чего-то ММОшного.
Ну а потом в сети появился тот самый невероятный рекламный ролик… Сорванные крыши фанатов закружили над офсайтом проекта, а форумы наполнились… да чем они только не наполнились. Ничтожные крохи информации разработчики выверенно скармливали истекающим бешеными слюнями потенциальным потребителям и сладко пели про невиданное невиданство и оргазмическое удовольствие от игры. Люди с иммунитетом к подобному скептически хмурили лбы, а трезвомыслящие фанаты (да, есть такие) скрещивали пальцы на ногах и лелеяли мысль о том, что если хотя бы треть от обещанного реализуют, то играть можно будет без отвращения. Что до нас, то живя в вечно процветающей Синеокой, сразу заинтересовал вопрос оплаты. Тут разработчики удивили даже закушавшихся буржуазных товарищей – покупаешь игру за неплохую такую сумму, а потом ещё и платишь каждый месяц неплохую такую сумму, да к тому же внутриигровой шоп. На фоне вездепроникающего free-to-play даже у высококлассных проектов и не такого вездепроникающего buy-to-play (серия Guild Wars), это казалось провальным решением. По крайней мере, об этом яростно вопили критики проекта. Но критики на то и они, чтоб подстёгивать рекламный ажиотаж и чууууточку корректировать действия разработчиков. Тут, скорее, первый вариант.
Дальше больше. Закрытые альфы и беты с сочащимися из расширяющихся щелей дозами информации дразнили воспалённые мозги рвущей цепи в ожидании раннего допуска игровой братии. Дразнили едкой желчью троллинга и тухлым разочарованием от игры. На мой взгляд тут и была главная ошибка разрабов. Не учтён человеческий фактор. Не смотря на то, что были какие-то сумасшедшие запреты на разглашение и бла-бла-бла, инфа проникала в сеть в видео, тексте и аудио. И в силу того, что проходило реальное тестирование, а не как у большинства фритуплей поделок, инфа эта была, мягко говоря, неприятной. Она надолго и для многих подпортила впечатление о проекте. Бензина в огонь нашего региона подливал тот факт, что игра НИКОГДА не выйдет на русском. Есть какая-то нелюбовь к русскоговорящему сообществу у забугорных издателей. И… мой многолетний геймерский опыт говорит о том, что в чём-то они и правы…
На этой волне негатива и вышла игра. Фанаты, само собой, тут же всё оплатили и принялись изучать свеженький игровой мир. Не скрою, что и мы попали под воздействия негативного информационного поля (ну и драконовских начальных цен, конечно) и не стали со щенячьим восторгом бросаться в омут новой игры. Тем более, что на тот момент мы пристрастились к мрачному, густому и кровавому коктейлю Path of Exile. Когда же угар от него рассеялся, и солнечный свет безжалостно выжег нам глаза, захотелось чего-то открытого, до боли знакомого, светлого и приключательного. Elder Scrolls, например. Прошерстив инет на соответствующую тему, узналось много нового и интересного. Оказывается, подписки обязательной уже нет. Покупаешь игру и гамаешь основной контент до стёртых глаз. Дополнения покупаются так же навсегда. Шоп есть, но на баланс игры не влияет (в отличии от мыльных и др. фритуплей проектов, верилось на слово). К тому же, фанаты своего дела частично перевели проект на русский язык и продолжают переводить.
Так что в один прекрасный выходной мы решились-таки купить эту игру. И как раз сразу после глобального обновления One Tamriel, о котором чуть позже.
Hardware & Software
В первую очередь скажу о «железе». Главное, это около 90 гигов свободного места на винте и видюха с DX 11, не меньше. Так что свои пока ещё мощные, но относительно старые карточки можете смело менять на что-нибудь поновее. С GeForce GTX 660 всё идёт на высоких без лагов и фризов, а на офисной GeForce GT 430 будете рыдать и страдать, но за пределами городов побегать получится сносно (в городах и массовых зарубах гарантировано слайдшоу в 1-3 fps). После проверки железа самое время установить русификацию. Просто следуйте инструкциям и всё будет. Не совсем всё, конечно, но интерфейс, базовые квесты, названия всего и вся и даже некоторые книги будет точно на русском. Энтузиасты с форума ElderScrolls.Net денно и нощно трудятся над переводом, так что регулярно проверяйте обновления и помогайте им копеечкой, по мере возможности. При желании игру можно обвесить всякими модами, что-то улучшающими, что-то ухудшающими. Тут уже на вкус и цвет, как говорится.
One Tamriel
Игра установлена, настроена, глаз радует кириллица, телефон и домофон отключены – вперёд, в Единый Тамриэль. К слову, Единым он стал прямо перед нашей покупкой игры. Это глобальное обновление было действительно глобальным. Если не вдаваться в детали изменений и нововведений, то можно выделить несколько ключевых моментов. Первое – теперь разделение на фракции играет существенную роль только в PvP. Что же касается PvE контента, то нынче, какую бы расу вы не выбрали, можете смело приключаться на территориях всех фракций, да ещё и объединившись с «вражескими» приключенцами в патьку. Второе – мобы, лут, квесты, награды и даже пати игроков всегда соответствуют вашему уровню. У каждого ммошника бывало такое: заходишь в новую локацию, а там мобы с пол тычка всё хп сносят, ибо уровнем в два раза превосходят. Или вот: пинаешь себе «кабанов», фармишь броньку, и тут она падает, но… низкого лэвла или наоборот, слишком высокого, а нужна сейчас, как обычно. А ещё-ещё: прокачался на хайлэвл локации и тут вспомнил про сюжетку. Не то чтобы вспомнил, просто дальше по игре не пускают, надо делать. Возвращаешься к нужной неписи, скип-скип, монстров пыщ-пыщ, опять скип-скип и, о, герой (барабанная дробь), вот тебе три медяка и двадцать очков опыта… Ну и, конечно, у каждого был приятель, что уже прокачался прилично и ему с вами бегать уже не комильфо, да и вам с ним скучно – носится, супермагиями орды мобов сливает без лута. М-да. В Едином Тамриэле такого нет. Даже с друзяшкой +100500 уровня всегда можно интересно побегать на любой локе. Третье – игроки, играющие соло или в небольших пати, теперь могут не чувствовать себя ущербными изгоями. Сложность подземелий и боссов подстраивается под геймера, давая тем самым в полной мере насладится игрой даже в одиночку. А если принять во внимание традиционно крепкую сюжетную линейку и интересные побочные квесты, огромнейший, насыщенный и красивый мир, то для любителей PvE эта игра может стать в один ряд с Final Fantasy XIV, если не выше.
Что до PvP, то по достижении вами десятого уровня тут тоже есть где разгуляться. Начиная от обычных дуэлек где угодно, до невероятных размеров PvP локации – Сиродила. Там и осады замков с требушетами, стенобитными орудиями, катапультами и прочими развратами, и масштабные зарубы в рукопашку. Более подробно про этот режим я напишу чуть позже, после того, как собственноручно всё пощупаю и понюхаю пороха сражений.
A fly in the ointment
Это не для того, чтобы сразу отвадить от игры кого-либо. И даже не для того, чтобы всё не казалось таким уж приторно-сладким. Скорее, для объективности. Не смотря на бесспорные плюсы у игры есть и неоднозначные моменты, и даже минусы. Как это ни странно, но противоречия таятся именно в One Tamriel, а именно, в привязке всего и вся к уровню персонажа. Да, это позволяет глубже прочувствовать атмосферу и не потерять темп, но в то же время убивает мм… азарт, что ли. Не будет больше в вашем рюкзаке лутовых шмоток на десять уровней выше, дожидающихся своего часа. Не будет того чувства, которое появляется при убийстве монстра, что на несколько уровней выше (пусть потом и придётся убегать от остальных). Ну и, конечно, не получится быстренько налутать с «мелких» мобов ресов каких-нибудь. Не всем будет по душе отсутствие в игре привычной многим экономики построенной на аукционе, ибо нет самого аукциона. Всё, что вы налутали, накрафтили, накрабили и наклянчили вы сможете продать только лично горланя в чат либо через гильдейский магазин. Для этого, само собой, нужно состоять в гильдии. Маловато внешки в игре. Не только бесплатной или за голд, это понять можно, но и продающейся за реал в шопе. Несколько лорных и не очень костюмчиков сомнительной привлекательности и несколько комплектов симпатичной броньки. Всё. В проекте такого уровня хотелось бы видеть намного больше красот для своего перса, тем более, что стоят внешки не дёшево – 5-10 евро за штуку или комплект. Хотелось ещё поругать за отсутствие хаузинга, но в 2017-ом обещают с помпой это исправить. Так же не очень понятно, почему разработчики отказались от поддержки видеокарт с DX 10, ведь требования к железу у игры, если не считать того самого директа, вполне демократичные и оптимизирована она неплохо. А минусы… Он один, но для многих непреодолимый – нет русского языка. В мире Древних Свитков масса книг, интересные квесты, замечательно озвучены даже совершенно незначительные персонажи, и эта огромная часть игры остаётся за бортом у большинства русскоязычных геймеров. Что тут можно сказать?.. Учите языки, камрады! Пригодится не только в играх.
Seeing is believing
Однако слегка прищурившись или просто надев орочий шлем и взяв в виртуальные ручонки двуручный топор, никаких минусов и противоречий не заметно. И лучше один раз увидеть, чем… ну вы поняли. Так что всем любителям Древних Свитков эту игру мы настоятельно рекомендуем. Да и тем, кто не знаком особо с этой вселенной, тоже рекомендуем определённо. Не смотря на то, что это всё же ММО, игра достаточно самобытна и увлекательна. А те копейки, что она стоит сейчас (на Платиру около 13 евро), явно смешная цена для полученного от игрового процесса удовольствия.
P.S. Russo turisto, obliko morale. Fershtein?
Слегка развивая тему нерусифицированности проекта, хочу сказать вот что. После «наших» локализированных ММО, где чат хочется просто заклеить на мониторе чёрной изолентой, чтоб на глаза вообще никогда не попадалась та дурь, что там господствует, где неадекватность игрового сообщества, это почти норма, где игра становится неким соревнованием на тему «у кого длиннее», The Elder Scrolls Online словно глоток свежего, чистого воздуха. Становится понятно, почему часть русскоговорящих геймеров предпочитает играть на европейских или американских серверах даже локализированных в нашем регионе игр.
До новых встреч, товарищи. И помните, что не бывает плохих игр, бывает мало денег.
Комментарий
Не мир, а загляденье…